В целях совершенствования ЕГЭ, во-первых необходимо разграничить две сферы контролируемых знаний: естественнонаучных и гуманитарных. Существующая в настоящее время процедура ЕГЭ вполне пригодна для оценки знаний по естественнонаучным предметам. Но она совершенно не годится для оценки гуманитарных знаний.
По гуманитарным предметам необходим устный экзамен. Но очень важно: весь процесс сдачи каждым экзаменуемым устного экзамена должен транслироваться он-лайн, должен быть записан в видео- и аудио формах; эта запись должна иметь привязку к месту по системе координат. Копия записи (или её адрес в интернете) должны прилагаться к аттестату. В базе данных по ЕГЭ в Минобрнауки эти записи должны храниться лет 30. При отсутствии таковой записи результат экзамена должен считаться недействительным. Хотя все это будет саботироваться под различными предлогами, точно так же как уже годами саботируется он-лайн запись судебных заседаний.
Другое направление совершенствования ЕГЭ - жесткая ответственность за нарушения процедуры. Если нарушения связаны с материальным вознаграждением, то такие нарушения должны наказываться тюремным сроком. Несвязанные с получением материального вознаграждения нарушения, должны пресекаться для экзаменующихся: запретом пересдачи в течение 2 -5 лет любых экзаменов в рамках ЕГЭ. А не только того, на котором выявлено нарушение; для лиц, контролирующих процесс сдачи экзамена: увольнение с работы, запрет на преподавательскую и руководящую деятельность на срок не менее 5-ти лет, денежные штрафы.
Но в настоящее время в связи с низким уровнем знаний экзаменующихся, прослеживается тенденция к ослаблению контроля: ну зачем предоставлять право на бесконечную пересдачу ЕГЭ?! Если выпускники тупые, то их надо учить лучше, а не заниматься профанацией, не превращать ЕГЭ в пустую формальность. Экзамен всего лишь - форма оценки знаний.