Поделюсь некоторыми способами, к которым прибегают государственные, да и частные компании при проведении тендеров, для того, что бы обеспечить преимущественные условия одному из участников, заключить с ним Гос. контракт по максимальной цене, и получить свою "ренту".
1. Пример. Тендер на выполнение проектных работ с согласованием в Государственной экспертизе.
В конкурсной документации указывается заведомо невыполнимое время, например, один месяц, при реально требуемых трёх-четырёх. При этом, выбранный участник получает материалы раньше остальных, что позволяет ему заранее выполнить проектные работы, а оставшийся месяц потратить только на согласование.
2. Аналогично поступают при проведении строительных/монтажных/пусконаладочных работ. В данном варианте избранный участник может заранее спланировать и провести подготовительные работы. Другие участники также могут не иметь доступа к месту проведения работ, времени и не обладать полнотой информации для оценки своих расходов на выполнение работ, что вынуждает их отказываться от участия в конкурсе.
3. При поставке продукции указываются требования, позволяющие поставить только определённый товар, поставляемый определённым дилером. Пример. В характеристиках охранной видеокамеры указывают разрешение 512х582 пикселя при чувствительности 0,12 лк. Таким разрешением обладают только камеры конкретного производителя. У других, разрешение может быть чуть меньше или чуть больше, например, 640х480, что не сказывается на конечных функциональных характеристиках изделия. Нет такой задачи, которая требовала бы конкретной цифры 512х582. При проведении честного конкурса требование к камере могло бы звучать примерно так: "Распознавание человека днём и ночью на расстоянии...".
Это позволило бы разным поставщикам предложить оборудование именно под задачи решаемые камерой, а не просто набор тактико-технических характеристик и обеспечить проведение реального а не фиктивного конкурса.