Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Основная мысль этого размышления - что-то надо делать! Абсолютно согласен. Но что? Не буду причислять себя к экспертам в области образования, но кое-что смыслю в этом деле.
Первое, на мой взгляд, это привести систему образования к компромиссному варианту - не самую дорогую и общедоступную. Потому что Ломоносовы рождаются не только в Москве и Питере...
Второе - поднять престиж учителя и преподавателя ВУЗа. Именно не только зарплату, но и престиж. Как? Да надо хотя бы ректораты "почистить" от взяточников. Да никакая зарплата уже не остановит - хоть 30000 плати, все равно нужно больше. Да и зарплата тоже - доцент крупнейшего университета в нашем регионе - 8000 руб (и это с кандидатской степенью). Вот и требуйте, чтобы не брали взятки...
Третье - преподаватели практически не имеют опыта работы по специальности. Главное - наличие степени. Встречаются доценты в возрасте 23-25 лет. Да это же "курам на смех". Ни практики, ни педагогического опыта...
Четвертое - в этом блоге все говорят о молодых ученых. Дескать, квартиры надо давать, деньги и т.п. А кто вспомнил о "старых" ученых - с которых начинается научная школа. Ведь все научные школы начинаются с "матерого" профессора...
Пятое - чем занимаются научные школы (которые существуют). Ведь не фундаментальной наукой (о которой здесь упоминали), а "выкачиванием денег" из предприятий региона (а уж если в студентах ребенок директора предприятия!).
Шестое (последнее) - школой (и средней, и высшей) надо заниматься профессионалам. Образование должно быть самой консервативной отраслью (ну, может, после медицины) - ведь детей своих уничтожаем. 5 лет посмотрели - и уже ЕГЭ обязательно! Да за 5 лет только учебник можно переиздать!
Качественное образование = прошлый опыт (образовательные стандарты) + консерватизм (не более 5% изменений в программах в год) + дисциплина (вплоть до пожизненной дисквалификации преподавателя) + творчество (кружки, научные студенческие общества).