Здравствуйте. Я студент и считаю, что могу предложить объективно-адекватную схему отношений студента и его образования.
Для получения диплома человек должен иметь знания.
Полученные знания контролируются экзаменами и зачётами или практикой.
У студента должен быть "обходной лист", где указывается список предметов, экзамены которых он должен сдать. Там же и графы для оценок, подписей, и личных штампов.
После полного заполнения "обходного листа", студент идет в госорган и получает соответствующий диплом.
И так, поговорим о тех, кто хочет учится и имеет мало финансов. Напомню, что есть способные люди и они могут учиться сами. Платить они будут только за личное время преподавателя (преподавателю или в кассу учебного заведения, где 90% или 80% идут преподавателю) и изготовление диплома (затраты типографии).
Не забудем также, что студенты разные (взрослые и дети).
Я считаю, что не нужно студентов расслаблять стипендиями или бесплатными общагами. Считаю, что целесообразно для государства и студента тот вариант, где студент работает на государство во время учёбы по своему направлению - своего рода практика и оплата за проживание. Он должен чётко знать сколько он зарабатывает денег практикой и сколько он платит за проживание. Разница платится на руки. Это стимулирует его повышать производительность труда и изучать дополнительную информацию. Эти же деньги он тратит на обучение (за время преподавателя).
В госоргане, куда сдаются обходные листы, ведётся компьютерный контроль (иная вычислительная система), где происходит логический, статистический, психологический анализ динамики образовательного процесса социума.
Проблемы лежат лишь в тех людях, кто не хочет учить.
Доходы и расходы преподавателей должны контролироваться (что бы не брали взятки и что бы мало не зарабатывали).
Не могу сказать, что это полная идеальная схема, но считаю, что нужно, что бы она была проста и адекватно подходила к реальной действительности.