Почему российские госкорпорации требуется принуждать к инновациям? Видимо, потому, что и без инноваций их руководителям неплохо. В условиях, сложившихся с конца 80-х годов прошлого века, предприятия таких отраслей как машиностроение, электроника и др. стали представлять реальный интерес только как владельцы занимаемых ими площадей. В любом случае проблемы инновационной деятельности не интересовали ни хозяев, ни руководителей. Об этом вспоминали разве что во время «ритуальных заклинаний». Куда как проще и с коммерческой точки зрения не менее интересно реализовывать различные схемы. До новых ли разработок с патентной защищённостью тут? Не растут у нас инновации на патентах «гос» и прочих корпораций. При этом известно, что огромное количество принципиальных новшеств, например, такие, как застежка «молния», катализационный крекинг нефти, сборный железобетон, экспресс – почта, персональный компьютер и многое другое, было разработано и выведено на рынок отдельными инноваторами и/или созданными ими малыми (вначале) компаниями. Поддерживается ли Российское государство подобные усилия? Ответ неоднозначен. Например, вряд ли можно считать поддержкой существенное увеличение патентных пошлин. Конечно, для корпораций – это копейки. А у нас с коллегами их на троих более полутора десятков патентов и наши расходы на оплату пошлин стали довольно заметным расходом. А есть и новые решения для патентования.
Ну, вот случится чудо и в России начнётся бум патентования, а справится ли с ним современный Роспатент (ФИПС) после всех мероприятий по совершенствованию его деятельности? Опять ответ далеко не однозначен.
И на ещё одно обстоятельство давно пора обратить внимание. Заметно снизился уровень госчиновников министерского уровня. В советское время чиновниками в отраслевых министерствах были технически грамотные специалисты. Как теперь любят именовать, эксперты. А сейчас это просто клерки, путающие, например, базовые технологии с базовыми отраслями промышленности. И это в Минпромторге!