Не буду в очередной раз сетовать на то, как разрослась российская бюрократия и на то, что по сравнению с численностью бюрократов советского периода, мы ушли далеко вперед, об этом и так уже много сказано. Попробуем проанализировать бюрократию как явление.
Любая бюрократия, если нет рычагов сдерживания, имеет тенденцию к самоувеличению, вводятся дополнительные ставки, дабы повысить собственную значимость, и пристроить «близких» людей. Увеличенный штат начинает придумывать дополнительные функции и дополнительный документооборот (разного рода планы, регламенты, отчеты), дабы оправдать свое существование, причем делает это так усердно, что для исполнения опять требуются дополнительные люди.
При попытках чисто механического сокращения административного аппарата (на столько-то процентов), зачастую страдают «не близкие» к руководителю профессионалы (Кто же будет держать у себя в аппарате не профессионала, если он не принадлежит к числу «приближенных»?). Пользы от такого сокращения не много, так как страдает профессионализм и как следствие авторитет чиновников.
Исходя из сказанного, реформу надо начинать с анализа функций аппарата и документооборота. Необходимо выделить главное, без чего нельзя обойтись, и избавиться от всего второстепенного и не особенно нужного. После чего рассчитать, сколько сотрудников необходимо для выполнения этих задач, а, сколько единиц можно безболезненно сократить. Причем в разных отделах это могут быть разные в процентном соотношении числа, а некоторые отделы с надуманными функциями, могут быть сокращены полностью. Для решения этой задачи должны формироваться специальные комиссии, с широким привлечением «компетентной» в профессиональных вопросах общественности.