Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Учитывая, что, наряду с доступностью высшего образования (на что направлены большинство заявленных Вами инициатив), должна решаться и проблема повышения его качества и конкурентоспособности, а также соответствия задачам модернизации и опережающего развития российской экономики, почему бы государству не рассмотреть возможность создания детально проработанной системы массового дообучения способных студентов за рубежом, прежде всего, по техническим направлениям и специальностям, критически важным для народного хозяйства и развития науки и производства? Используют же подобный путь КНР или Индия...
При этом базой отбора перспективных кандидатов могли бы стать национальные университеты или ключевые технические ВУЗы, формами обучения - второе высшее образование, стажировка и др., например, в ведущих германских или китайских ВУЗах. Да и на MIT для лучших кандидатов деньги, наверное, можно было бы найти.
Главное для успеха такого проекта, на мой взгляд, - системность подхода, в т.ч. создание механизма определения потребностей в тех или иных специалистах и оптимальных форм и мест обучения, прозрачная система отбора кандидатов и финансирования их обучения (в т.ч. на базе государственно-частного партнерства), разработка эффективной системы мотивации и долгосрочного карьерного роста для обеспечения возвращения лиц, завершивших обучение(включая учет этого фактора при предварительном отборе).
Возможно, в кризис найти необходимые для этого средства будет не так легко, но, как представляется, вполне возможно, тем более, если рассматривать это как инвестиции в человеческий капитал, в будущее страны.