Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Госпрограммы, как системный ответ на вызовы современности, очевидно, не имеют альтернативы, но методы инициирования этих программ могут быть самыми разными. Главным при этом является то, что инициаторами программ и главными их «потребителями и оценщиками» должны быть люди, простые люди, ради которых эти программы будут реализовываться. Даже если полезность этих программ очевидна для всех, обсуждать их всенародно можно и даже нужно, так как при таком обсуждении люди лучше понимают суть этих программ и могут дать полезные советы тем, кто будет эти программы реализовывать. Для чиновников любая госпрограмма – системный инструмент, а для людей – это надежда на лучшее будущее их самих и их детей. Актуальный сегодня вопрос - чтобы обсуждение госпрограмм было простым и понятным, а «голосование» за эти программы было доступным для любого гражданина, которого касаются вопросы программы. Для этого лучше всего использовать мобильные «терминалы» голосования, устройства типа банкоматов, на которых имеются информаторы тех тем госпрограмм, за которые надо проголосовать и приёмник для карты (удостоверения) голосующего. Человек подходит, опускает карту-удостоверение в приёмник и нажимает кнопку темы, за которую голосует. Терминалы устанавливаются в людных посещаемых местах и периодически с них снимается информация. По мере отслеживания информации получаем результаты того, как население данной местности относится к той или иной госпрограмме. Госпрограмма, которая набирает наибольшее число «голосов», реализовывается в первую очередь, а дальше, за ней, те программы, которые набрали голоса «по ранжиру». Этот вариант голосования, референдума, опроса можно проводить на любом уровне и когда люди увидят эту полезность «их мнения», то без их согласия нельзя будет уже решать ни одну проблему волюнтаристски. Это и есть «голос народа». И чиновники к подготовке госпрограмм будут относиться более добросовестно, так как весь народ «на мякине не проведёшь».