30 ноября 2012

Госпрограммы – системный ответ на экономические и социальные вызовы, с которыми сталкивается страна

Из вступительного слова Дмитрия Медведева на заседании Правительства 29 ноября 2012, посвященного основным задачам Правительства на текущую перспективу.

Д.А.Медведев: По тем семи приоритетам, которые были обозначены мною в качестве основных задач Правительства на текущую перспективу. Первое – это утверждение государственных программ. Я думаю, полезность этих программ для всех очевидна. Принимаются они непросто, но самое главное, что государственные программы – это инструмент системный. Это не просто дополнительное бюджетное финансирование, это ещё и осовременивание законодательства, создание новых правил, внедрение новых технологий в самых разных сферах, комплексный ответ на очень серьёзные и экономические, и социальные вызовы, с которыми сталкивается наша страна, и возможность минимизировать те риски, которые существуют, максимально использовать имеющиеся у нас конкурентные преимущества.

Во-вторых, программы – это перспективные государственные ориентиры, долгосрочные ориентиры на период до 2020 года. Если говорить прямо, это просто ясность наших целей, ясность в отношении той политики, которая проводится, потому что всегда об этом задаётся масса вопросов: а что это у вас за политика и что вы делаете? Как правило, это связано с недостатком информации или нежеланием погружаться в материал. Так вот, программы дают ответы на эти вопросы. Я, кстати, хотел бы сказать, что я не вижу ничего страшного, что мы часть программ обсуждаем и готовим в стандартном, жёстком варианте, и обсуждаем в несколько расширенном варианте, исходя из того, что будут дополнительные источники, тогда и будем реализовывать расширенный вариант.

В-третьих, это возможность концентрировать ресурсы, с помощью системы показателей достоверно оценить эффективность использования денег и повысить, конечно, прозрачность расходования. Подготовка программ – дело непростое. Не всегда предлагаемые решения устраивают всех участников обсуждения, это естественно. Это обсуждение проходит на межведомственных совещаниях, на экспертных площадках. Мы ищем компромиссные развязки, спорим, как известно, и на заседаниях Правительства, и сегодня, наверное, поспорим, у нас несколько программ включено в повестку дня. Но, как говорили древние, легко достигнутое согласие не заслуживает доверия, главное, чтобы это согласие всё-таки было достигнуто рано или поздно. Исходим из того, что в случае появления дополнительных ресурсов, как я уже и сказал, будем увеличивать финансирование по обозначенным в программах приоритетам.

12 программ после подробного обсуждения на заседании Правительства одобрено, ещё несколько программ дорабатывается. В мае мы договаривались, что минимум пять программ из них начнут выполняться с 1 января следующего года. Сегодня я рассчитываю, что таких программ будет существенно больше. Это означает, что в целом работаем неплохими темпами. Организовать работу надо так, чтобы до конца года все одобренные Правительством программы были представлены мне на подпись и, соответственно, получили свою жизнь.

Среди наших достижений и в то же время тех вызовов, которые существуют для страны, я упоминал демографию. Цифры хорошие, но тем не менее вызов остаётся очень сложным, несмотря на естественный прирост населения, проблем в этой сфере ещё очень много. Главная задача заключается в том, чтобы сделать более стабильными демографические тренды, закрепить их. Я хотел бы на это обратить внимание всех членов Правительства, потому что мы, Правительство в целом, занимались этой проблемой, начиная с 2006 года, и было бы абсолютно неправильно потерять те заделы, которые были получены. Мы можем стабилизировать численность населения страны к 2015 году на уровне 142–143 млн человек вопреки существующим негативным прогнозам и обеспечить повышение ожидаемой продолжительности жизни до 74 лет к 2018 году. Именно на это нацелены соответствующие программы.

Мы оказываем системную поддержку семьям с двумя и более детьми, продолжаем выплачивать федеральный материнский капитал. Напомню, что в 71 субъекте введён региональный материнский капитал, который финансируется из бюджетов субъектов Федерации. В 80 регионах предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Кстати, нужно понять, как обстоят дела в оставшихся субъектах, потому что там есть некоторые сложности, есть некоторая специфика. Её нужно учитывать, но вообще-то у нас правила для всех одни. В регионах с низким уровнем рождаемости с 2013 года установлена ежемесячная денежная выплата нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего и последующего ребёнка. Будем содействовать и в выплате соответствующих средств путём софинансирования. Совместно с регионами мы занимаемся проблемой нехватки мест в детских садах. К 2016 году, напомню, очереди должны быть полностью ликвидированы.

Хочу также обратить внимание на то, что программа – это, конечно, очень важный документ, но это только начало работы. Необходим чёткий мониторинг и контроль за их исполнением, включая независимую оценку результатов через расширенное статистическое наблюдение. Особенно важен внешний контур для этой работы на основе социологических опросов предпринимательского сообщества и граждан, а также оценок экспертов. Вся информация должна быть доступна для заинтересованных лиц, всех, кто вообще интересуется тем, как развивается страна. Результаты должны быть представлены в интернете для такого обзора.

Вся стенограмма http://government.ru/docs/21659/