Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Нам небезразлично будущее своих детей, и поэтому особенно больно видеть, как рушится система образования вследствие беспардонного вмешательства рыночных отношений.
Приведу пример того, как рыночные отношения разрушают процесс обучения. Когда я учился (начало 2000-х), 30% курсовых делались на заказ. Сегодня, по моей оценке, 70% курсовых и 80% дипломных работ – покупные. Но это не столько проблема добросовестности студентов, сколько преподавателей. Я прямо спросил одного преподавателя: почему ты принимаешь работу, если видишь, что она выполнена не самим студентом, и ставишь ему зачет? На что он ответил: «что я могу поделать? Не хотят учиться – их дело. Или всех отчислять? Тогда меня не поймет деканат.» Любопытный факт: отчислять студентов невыгодно! Отчислим бюджетника – потеряем бюджетное место, отчислим коммерческого – потеряем доход. Но ведь такой подход – полная профанация процесса обучения, бумагомарание. Люди выходят на диплом абсолютно не подготовленными, даже школьные знания за 5 лет уже забыты. Что делать преподавателю, которому «навешивают» руководство такими горе-дипломниками? Только дать им чей-то готовый проект, чтобы они его переписали. Вот цена диплома таких специалистов. А ведь это – будущая элита общества.
На мой взгляд, именно государство должно определять размер платы за получение гражданином образования. Лично мне не совсем понятно, откуда такие цены, чем они оправданы? Где нужно работать (особенно в регионах), чтобы оплачивать такое образование? При сохранении такого подхода мы вынуждены будем констатировать, что доступ в университет открыт только для богатых.
Кадровая проблема стоит острейшим образом для всех видов учреждений. И ее не решить только финансовыми вливаниями! Улучшается техническое обеспечение, но это не компенсирует кадровый дефицит. Поэтому я предлагаю усовершенствовать аттестацию работников образования, желательно ввести сертификационные экзамены, подтверждающие квалификацию преподавателя.