В отношении профориентации позволю себе заметить, что помимо государственных интересов следует учитывать интересы налогоплательщиков: физических и юридических лиц (граждан и предприятий). В этом смысле государству давно пора наладить процесс взаимодействия между всеми участниками рынка труда таким образом, чтобы работать на опережение, задавать тон, оперативно вносить необходимый баланс.
Кто-то должен руководить процессом отбора и контроля качества профессионального образования! И этот кто-то должен быть, как минимум, сведущим в экономических вопросах страны и региона, а также достаточно компетентным в определенных производственных областях. Под его руководством обучение «нужным» профессиям должно поощряться (производиться за счет бюджета или средств конечных заказчиков), набор на «престижные», но мало востребованные, направления можно допустить, но для ограниченного числа мест, на коммерческой основе, при наличии гарантий самоокупаемости.
Там, где есть заинтересованность в качестве подготовки кадров, профориентация проводится системно. Дети отбираются по профессиональным признакам уже в младшем школьном возрасте. В этом случае верно выбранная образовательная траектория позволяет воспитать из человека, если не гения, то хорошего специалиста. У нас этим просто никто не занимается, видимо ждут команды, а главное средств.
У нас есть плохая привычка: много говорить и мало делать. В регионах на уровне государства пока хорошо получается только две вещи: тратить и осваивать средства от уплаченных налогов. Одна беда, вырабатывать налоги скоро станет некому…