Существует еще одна проблема ЕГЭ - непонятность для большинства населения системы перевода первичных баллов (полученных по результатам выполнения КИМ ЕГЭ) в тестовые баллы ЕГЭ (те, которые выставляются в свидетельство). Основная причина недовольства - отсутствие прямой пропорциональности между первичными и тестовыми баллами. Скажем, за 35 из 37 баллов по математике присваивается тестовый балл 86, а родители настаивают на 95 баллах, поскольку 35 - это 95% от 37.
Суть разногласий в том, что шкала первичных баллов нелинейна, а шкала тестовых баллов линейна, что позволяет в дальнейшем складывать результаты ЕГЭ по отдельным предметам (что некорректно при нелинейности шкалы первичных баллов).
Стоящая за этим математика большинству родителей непонятна, и срочно доучивать недоучившихся в школе родителей вряд ли целесообразно. Выход заключается в другом. В выпускном классе средней школы за счет часов математики целесообразно введение краткого курса (4-6 часов) по шкалированию ЕГЭ. Способствовать проведению в школах рекомендуемого курса будет также состоявшееся введение в школьную программу курса основ теории вероятностей и статистики.
ФИПИ и ФЦТ располагают текстами курса введения в шкалирование для специалистов. Целесообразно обязать ФИПИ переработать этот текст в двух вариантах: 1. Для школьных учителей математики с проведением в марте семинаров на уровне районных методобъединений; 2. Для школьников выпускных классов при условии проведения занятий участниками мартовских семинаров. Занятия провести в апреле. В будущем учебном году запустить подобную систему с сентября.
Реализация этого плана полностью снимет вопросы по шкалированию со стороны родителей. Сам факт того, что существует разумное доведенное до чад (неважно, понятое всеми или нет - родители внутренне согласны с тем, что их дети что-то недоучили) разъяснение принципов шкалирования, снимет претензии со стороны родителей.