Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич!
Есть три причины, по которым социальная ответственность бизнеса не может быть высокой: системно объективная, системно относительная, системно субъективная.
Скажу о последней, которая связана с культурой.
Культура – фактор социальный. Поэтому именно власть обладает сегодня наиболее высоким уровнем культуры, участвуя в решении социальных задач. Социум – в высшей степени сложный институт. Многогранная практика формирует понятийную культуру, которая намного превосходит культуру бизнеса.
Сегодня мышление российского предпринимателя преимущественно линейное. У института власти – более ассоциативно, что имеет более высокий порядок.
Кроме того, понятийная культура «Денег» оказывает сильнейшее воздействие на эмоциональный аппарат, который в итоге и определяет приоритеты мышления (примерно на 80%).
В результате власть и бизнес говорят на разных языках. Бизнес совершенно искренне не понимает, о чем говорит власть. Не понимает он и то, что говорит наука, и это – еще более прискорбно.
Смысловой ряд бизнес-мышления настолько дистанцирован от социума вообще, от науки и власти, в частности, что предпринимателя можно представить в виде средневекового рыцаря, одетого в броню «идеи денег». Попробуйте танцевать с таким партнером!
Драматично то, что эта «броня» не позволяет развиваться мозгу. А следствием этого станет неизбежный передел собственности в ходе «конкуренции мозгов» следующего бизнес-поколения, когда «молодые львы» выйдут на охоту. Предыдущее поколение ожидает судьба мамонтов или бизонов в Америке.
Наверное, «мамонтов» лучше оставить в покое и не волновать их непонятными звуками, в которых они скорее увидят попытку просто выманить их деньги.
Возможно, именно понимание их состояния больше привлечет бизнес к социальному диалогу, чем бесконечные попреки и призывы.
С уважением
Николай Борисович Покровский