На одном из аукционов, проводимых в Ульяновской области, где предметом выступало строительство 12 жилых домов усадебного типа для поволжских немцев в рамках ФЦП, сложилась следующая ситуация:
1) заказчиком в документации был указан неисполнимый срок выполнения работ – 12 домов надо было построить за 2 зимних месяца;
2) доступ к проектной документации на сайте обеспечен не был;
3) из двух участников на аукцион пришел только один – и получил контракт по максимальной цене в 33 миллиона рублей; при этом "победитель" был необоснованно допущен;
4) в Управление ФАС поступила жалоба на данный аукцион – и чтобы блокировать возможность отмены этой процедуры в административном порядке, заказчик заключил контракт с нарушением установленного законом срока;
5) в процессе исполнения контракта сроки окончания работ многократно отодвигались. Нарушался и порядок исполнения контракта в части содержания работ, что уже было установлено соответствующей проверкой Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Но! Несмотря на все эти нарушения - суд кассационной инстанции фактически реабилитирует эту сделку и признает незаконными вышеуказанные выводы.
Из-за подобного рода решений отношение к государственному заказу как к процедуре ради процедуры: главное – формальное соблюдение. И складывается ощущение, что государство не может договориться само с собой: нужен ему госзаказ или нет. ФАС как контролирующий орган – борется за чистоту эксперимента, обязывая заказчиков, например, размещать ПСД на сайте; суды же говорят, что достаточно просто на сайте обозначить, к примеру, «требуется построить 12 жилых домов» - и этого будет достаточно для определения результата работ и потребности заказчика.
И получается, что обманывает государство само себя, и в дальнейшем приходится анализировать, откуда возникают недопустимые ошибки.