Административная реформа не завершена. Индикатор незавершенности – динамика изменения административного законодательства и подзаконного административного нормотворчества.
Суды не работают не потому, что нет законов, а потому, что алгоритм принятия судьями решений содержит элементы коррупциогенности. Старая гвардия судей заменена, а новая генерация воспитана иначе. Раньше пробелы в правовом регулировании компенсировались, если хотите, идейностью и убеждениями судьи. Сейчас пробелы остались, но идейность и убеждения иные. Человеку с менталитетом уличной торговки нельзя осуществлять конституционную функцию по отправлению правосудия.
Кто экзаменует кандидатов на должности судей? Сами судьи. Профессионалы? Возможно, но далеко не так бесспорно, как должно бы быть.
Необходимо разбить процедуру поступления – экзамен на должность судьи кандидаты должны сдавать в ведущих юридических вузах страны (не в Академии правосудия, пардон, почти конвейерной кузнице судебных кадров, в том числе и по принципу родства, свойства и династии в правосудии, что ранее называли семейственностью и кумовством). В Москве такие ВУЗы – МГЮА и, возможно, МГУ.
По итогам таких, НЕЗАВИСИМЫХ, экзаменов, из числа лиц, подходящих по уровню знаний, комиссия соответствующего судебного органа должна принимать решение о пригодности кандидата для поступления на должность судьи.
У судей на уровне профессиональной ментальности не формируют независимости мышления при принятии решений на основании закона – такие люди в судьи просто не попадают. Иначе принимали бы решения не по команде председателя суда.
Сегодня в массе судьями становятся бывшие сотрудники судов – секретари, помощники, специалисты и прочие. По какому признаку из них подбирают кандидатов в судьи? По уровню знаний, или по признаку личной преданности? В процессуальных кодексах избыток судебных усмотрений. Дискретность – почва для коррупции. Жаль, формат сообщений не позволяет раскрыть тему в должном объеме и качестве.
С уважением