В последние месяцы мы стали свидетелями ряда катастроф, каждая из которых стоила многих человеческих жизней. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС, взрыв боеприпасов в Ульяновске, гибель людей в результате теракта с «Невским экспрессом», пожар в ночном клубе в Перми. Они произошли в разных регионах России и по разным причинам. Но сама тенденция выглядит пугающей. Она заставляет нас задаться вопросом: существуют ли общие причины, лежащие в основе всех этих катастроф, и что можно предпринять, чтобы в будущем избежать трагедий?
Очевидной причиной большей части этих аварий является старая, изношенная инфраструктура, часто доставшаяся в наследство еще от Советского Союза. Однако, если мы пойдем дальше, надо задать себе вопрос: почему не были осуществлены инвестиции в обновление инфраструктуры и в проведение предупредительных мероприятий, которые позволили бы предотвратить катастрофы или существенно снизить их масштабы? Этот вопрос относится не только к авариям, но и к теракту на «Невском экспрессе», так как пути не были оборудованы системами безопасности, даже несмотря на предыдущую попытку подрыва поезда.
В тощие 90-е годы на поддержание инфраструктуры элементарно не хватало денег. Но в тучные 2000-е средств стало гораздо больше. Тем не менее, необходимые инвестиции сделаны так и не были.
Глубинная причина этого – низкая цена человеческой жизни в России. Если произойдет авария, в результате которой пострадают или погибнут люди, расходы виновников на выплату компенсации пострадавшим, как правило, окажутся гораздо ниже, чем стоимость проведения мероприятий, позволяющих эту аварию предотвратить. Зная это, часто на интуитивном уровне руководители предприятий и организаций не считают для себя существенным риск причинения вреда здоровью или даже гибели людей. Поэтому повышению мер безопасности не уделяется достаточно внимания.
Конечно, идеальным решением этой проблемы стало бы повышение морального уровня руководителей до такой степени, чтобы они заботились о безопасности людей из чисто этических соображений. Но на это рассчитывать невозможно. Необходимо создать механизмы, которые принуждали бы собственников и топ-менеджеров негосударственных компаний, руководителей государственных предприятий, ответственных чиновников в министерствах и ведомствах заботиться о безопасности людей.
Возможно ли добиться этого с помощью ужесточения процедур контроля и проведения новых проверок? К сожалению, в условиях высокого российского уровня коррупции эти меры вряд ли дадут значительные результаты. Более вероятно, что усиление контроля приведет к увеличению размеров взяток. Кроме того, проверки в какой-либо отрасли, уже пострадавшей от катастрофы, не смогут предотвратить аварию в совершенно другой сфере, как не могли проверки объектов электроэнергетики увеличить безопасность в индустрии развлечений.
Нужен универсальный механизм, автоматически действующий во всех отраслях, и, что особенно важно в российских условиях, устойчивый к коррупционным попыткам его обойти. Таким механизмом может и должно стать повышение цены человеческой жизни.
Говоря о цене жизни, мы подразумеваем размер компенсации, которую виновная в гибели людей сторона обязана выплатить пострадавшим. Разумеется, эти деньги не вернут потерянного здоровья, не возвратят отца детям и сына родителям. Но они помогут решить две важные задачи: компенсировать финансовые последствия катастрофы пострадавшим и побудить руководителей предприятий, организаций, министерств и ведомств, где еще не произошла трагедия, инвестировать в ее предотвращение.