Конкретный пример.
Картриджи для принтеров. Производитель принтеров - компания hp. Картриджи выпускают различные компании:
-компания hp - оригинальные. Гарантированно отлично печатают и не портят технику. Другие компании - совместимые (эквиваленты). Имеют необходимые сертификаты, но работать могут отвратительно, могут портить технику, в общем, как повезет. Если техника на гарантии, то можно требовать картриджи hp (иначе гарантия теряется). Если же нет - то такое условие незаконно. Соответственно, в аукционе побеждает компания, производящая картриджи-эквиваленты. Качество эквивалентов оставляет желать лучшего: сильный скрип в процессе печати, тонер рассыпается в принтерах. Цену аукциона рассчитывали, исходя из оригинальных картриджей hp, а получили эквивалент, разница в цене между ними - 2 раза. Какая тут коррупция? Устраивать разборки в суде по поводу качества - удовольствие сомнительное. Во-первых, вся организация будет мучаться, во-вторых, судебные тяжбы затянутся месяца на 3-4. В-третьих, нет сильных юристов, т.к. зарплаты 10-20 тысяч в месяц, а сильные юристы в регионах получают 30-60.
Полностью с Вами согласен, конкурсные начала обязательно должны быть, но сейчас государственный заказчик никак не застрахован от поставок "левака".