Коррупция в нас закладывается, увы, со школьной скамьи: сами учителя приучают детей к поборам (равно взяткам), т.е. закладывают извращённые моральные ценности. Хотя в логике руководства школ, идущих на «поборы», нельзя исключить и влияния чисто организационных проблем, недостатков планирования и жесткой регламентации бюджетов... Так что борьбу с коррупцией нужно начинать "со школьной скамьи".
Думаю, что новый Закон об образовании должен включать хоть что-то в целях снятия проблемы школьных поборов. Надо исходить из того, что отношения «учитель – ученик» никак не должны быть опосредствованы потоками «живых» денег от родителей в школу, – хотя бы потому, что ученик находится на иждивении родителей и не может самостоятельно зарабатывать себе на хлеб, а в школе обучаются не родители, а ученики, причём бесплатно.
Должные представления и ценности нужно прописать прямо в Законе, к примеру, так:
«Со стороны школы запрещается взимание денег (или других ресурсов) с учеников (их родителей) по любым случаям и поводам, за исключением... (питания, например), деньги на которые перечисляются через банк. Любая незаконная передача денег (или иных ресурсов) от учеников (их родителей) в школу квалифицируется как взятка. Ответственность за дачу взятки несут обе стороны в соответствии с Законом...».
Поступление в школу денежных средств на нужды ученика (к примеру, для питания в столовой) должно производиться только через банк, – чтобы «живыми» деньгами родителей в школе и не пахло.
До тех пор, пока у нас нет всеобщего отрицательного отношения к данным явлениям, нужно "со школьной скамьи" чётко обозначать то, чего делать нельзя, - обозначать прямо в Законе, а не ограничиваться общими "подразумеваниями".