Когда мы заказываем дом, мы сначала делаем архитектурный проект. И архитектор старается максимально учесть интересы и пожелания людей, которые будут в этом доме жить и которые оплачивают его работу.
«А как же иначе?» — спросите Вы. Действительно, как же иначе?
Однако, когда мы проектируем изменения в больших социальных системах, таких, как образование, почему-то начинаем руководствоваться другой логикой. Продолжая аналогию с проектированием дома, происходит следующее: архитектор делает проект по своему усмотрению. Но поскольку ТАКИЕ дома он никогда раньше не проектировал и в ТАКИХ домах никогда раньше не жил, его проект начинает вызывать недоумение и возмущение будущих жильцов.
Почему же так происходит? Причина очевидна - отсутствует удовлетворительная технология проектирования больших систем.
Но абсурд ситуации описан еще не полностью. Ведь о возможности такой технологии никто из лиц, принимающих решения, даже не думает. Создается ощущение, что ее и не может быть.
Между тем социальные технологии проектирования больших социальных систем, в ходе которых разрабатываются реализуемые и внедряемые проекты их развития давно разработаны и существуют. Но по какой-то причине топ-менеджеры государств совершенно не осведомлены об этом.
Причем идея этих социальных технологий может быть описана несколькими словами: чтобы проект будущей системы образования был реализуемым и внедряемым, в его разработке должны принять участие представители системы образования и государственные топ-менеджеры. Причем их взаимодействие и их коммуникацию необходимо организовать по определенной технологии, чтобы в этой коммуникации были промоделированы все возможные сценарии и варианты, и выбран наилучший.
Однако, видимо, идея социальных технологий настолько необычна или настолько непонятна, что об этом просто никто из государственных топ-менеджеров не думает. Хотя, собственно, что тут непонятного?