Главная беда – отсутствие региональных стратегий, полное непонимание, куда идти, что делать. Существующие стратегии (по типу федеральной 2020) созданы в период растущего рынка, без учета текущего кризиса.
На региональном уровне необходимо начать работу с проведения ряда организационных мероприятий, направленных на систематизацию и, как следствие, повышение эффективности управления.
Во-первых, провести анализ потенциала территории (кластеризацию территориальной экономики). Приступить к работе по созданию межотраслевого баланса (инструмент, изобретенный и освоенный только в СССР в условиях жесточайшего дефицита ресурсов). Указанные меры позволят, как показывает опыт, значительно снизить непроизводственные издержки, дадут возможность управления регионом, как единым территориально-хозяйственным комплексом, выявят точки приложения усилий, сэкономят ресурсы.
Во-вторых, провести анализ цепочек добавленной стоимости (ЦДС), что позволит как на региональном уровне, так и крупным предприятиям повысить рентабельность уже производимых товаров и услуг, избежать убытков при внедрении в производство импортозамещающей продукции. На практике это может означать то, что предприятия откажутся от производства отдельных товаров, отдав их на аутсорсинг (в том числе - более динамичным предприятиям малого и среднего бизнеса). Итогом станет развитие кооперации и субконтрактации.
Правительству такой анализ позволит инициировать у представителей бизнеса потребность к инновациям, направленным на повышение добавленной стоимости от их деятельности.
Например, в Китае и Казахстане господдержка бизнеса возможна только после комплексного анализа по методологии ЦДС.