Добрый день, Дмитрий Анатольевич!
Меня волнует вот какой вопрос, как согласуются антикризисные меры в образование с общей стратегией развития общества и образования?
Я имею в виду тот факт, что до кризиса я читала в СМИ (результаты исследований), что у нас в стране перебор людей с высшим образованием. Вузы выпускают значительно больше дипломированных специалистов, чем требует экономика страны. При этом остро не хватает выпускников НПО и СПО, т. е. рабочих специалистов нет. Одной из мер по переломлению данной ситуации было введение новых стандартов лицензирования вузов с целью сокращения их числа.
Сейчас я читаю об увеличении бюджетных мест в вузах в целом, магистратурах, аспирантурах, образовательных кредитах за счет государства, учреждение двухгодичных исследовательских центров в вузах и т. д.. Мне кажется, такие меры приведут к увеличению числа студентов вузов в настоящее время. Через два года (после окончания аспирантур и исследовательских центров) этот накопленный буфер специалистов разом хлынет на рынок труда. Будут ли для них готовы рабочие места, если и до кризиса и не было? Места, адекватные их требованиям и запросам (обычно увеличение кол-ва дипломов приводит к повышению требований к з/п). При этом проблема отсутствия специалистов среднего звена: служащих, рабочих, скорее всего, не разрешится сама собой.
Может, стоит подумать в направлении «производственной практики» после окончания вуза, тогда есть вероятность, что люди там приживутся, и это должно стимулировать модернизацию производства и, как следствие, наращивание объема выпуска отечественного продукта (что актуально с таким курсом $). Субсидии государства направить на поддержку молодых специалистов на производстве, в науке, на повышение стипендий студентам НПО и СПО. Лучшей поддержкой для молодых специалистов, конечно, будет возможность получить квартиру, т.е. если раньше надо было работать дворником за квартиру, то сейчас лаборантом на Ивановской ткацкой фабрике.