Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Прежде всего, хочу сказать, что избранная мной форма открытого письма обусловлена важностью вопросов, о которых я хочу написать и тем, что написанное мной в виде комментариев в вашем блоге, модераторами просто стирается и не публикуется.
Объявленный Вами курс на изменение приоритетов в развитии экономики, и превращение инновационного развития в главное ее направление, несомненно, крайне важно и жизненно необходимо.
Но, эффективное продвижение по этому пути невозможно без организаторов и руководителей данных процессов. А именно это является "узким местом" на пути предложенных Вами реформ.
Почему я с такой уверенностью говорю об этом?
Потому что система образования, как в советское время, так и в постсоветское время практически не уделяла внимания обучению студентов вопросам инновационного развития. Из всех курсов читаемых в высших учебных заведениях только один является более-менее близким к этому вопросу – это курс Патентоведения. Но и он всего лишь знакомит студентов с принципами охраны авторских прав и в большинстве ВУЗов читается в неизменном виде уже на протяжении полувека. В Министерстве образования этими вопросами занимаются люди, среди которых работают те, кто принимал участие в разработке новой концепции охраны авторских прав в России в постсоветское время и самым большим их достижением является то, что они убого скопировали западные образцы на российские реалии. В результате чего сегодня один за другим возникают скандалы (получающие широкую огласку, то вокруг РОА из-за взимания денег за исполнение военных песен, то вокруг несущественных картинок или слов на торговых этикетках), а охрана авторских прав на промышленные изобретения переложена на самих авторов.
Управлением процессом инноваций сегодня занимаются "эффективные менеджеры" – люди в лучшем случае представляющие себе как с выгодой продать то, что уже создано другими (но, это в лучшем случае) и совершенно не способные организовать процесс созидания новых продуктов.
Перечислять сложности и трудности можно долго, только это неконструктивно, потому что от перечисления все эти проблемы никуда не денутся…
Решить эту проблему возможно (наверно существует множество путей, но с моей точки зрения этот самый эффективный) создав Центр подготовки руководителей процессом инноваций. В подобном Центре на протяжении приблизительно двух лет должны обучаться выпускники ВУЗов, отобранные согласно способности к ведению организаторской работы, изучая методы управления исследовательским коллективом, принципы постановки и формулирования инновационной задачи, организации обратной связи творческого коллектива при промышленном внедрении разработки.
К сожалению, сегодня подобный Центр может быть создан только "в чистом поле" и для его продуктивной работы потребуется не менее двух-трех лет. Но если не сделать этого сейчас, то и спустя два-три года не появится действительно эффективных управленцев в сфере инноваций.
В заключение хочу еще раз написать о том, что данная форма письма не является попыткой привлечь к себе внимание, а обусловлена важностью проблемы.
С уважением.