Система поддержки безусловно нужна. И главная ее суть должна состоять в создании интеллектуальных центров разного уровня вокруг уважаемых, внутренне красивых ученых. История показывает, что именно гениальные учителя давали гениальных учеников. Молодым очень нужны высокие образцы в науке и формирование правильного к ней отношения. Очень печально наблюдать как весь природный пыл исчезает под воздействием системы образования от 1 курса к 5 му. Так не должно быть. Нужно создавать элиту.
Как создавать. Через систему крупных, исключительно именных грантов на создание научных центров (с правом создания малых предприятий) разного уровня как при университетах, так и независимо от них. Чем значительнее реальные плоды его работ ученого, тем на больший грант он может претендовать.
Далее оценка деятельности таких центров осуществляется не по кипе отчетных бумаг, а по качеству работ молодежи этого центра, качеству наработок.
Со временем нужно привязать бюджетные места для аспирантов к научным центрам. Таким образом, тематика работ будет актуальной и руководители центра , они же научные руководители, будут нести двойную ответственность - за центр и за труд аспирантов в нем.
Также существует проблема старения науки. Кроме радикальных мер материальной поддержки и выдачи жилья (как военным, например), можно предусмотреть другие меры. Активно обсуждается вопрос о повышении пенсионного возраста в силу объективных причин. Можно действовать не так радикально. Нужно ввести кроме полного пенсионного возраста - частично пенсионный, скажем, 5 лет.. Пенсионер должен и может работать эти 5 лет, но на полставки и получать 50% зарплаты. Остальную фиксированную доплату он будет получать с пенсионных средств. Таким образом, на одной полной ставке будет занято 2 человека, которые будут работать в 2 раза меньше, не очень значительно теряя в заработке и не выключаясь из трудовой жизни, при этом отчисляя средства в пенсионный фонд.
На освободившееся место можно принимать молодых сотрудников.