Проблемность ситуации с принимаемым бюджетом заключается в том, что страна все-таки (несмотря на негативные прогнозы даже западных аналитиков) в кризис вступает в ВТО. А это означает критически существенное снижение доходов бюджета за счет недопоступления таможенных сборов, пошлин, налогов и иных источников средств, до того получаемых государством в области внешней торговли и оборота капитала. А также в иных областях, которые потянет за собой внешняя торговля, поскольку Россия так и остается на момент вступления в ВТО импортозависимым государством.
Каков будет объем этого снижения - сейчас предсказать нельзя. Называются цифры от 18 до 41%% текущего уровня поступлений в бюджет. В итоге нельзя точно спрогнозировать ни доходы бюджета, ни даже его расходы. А цифры на бумаге, предлагаемые Гос.Думе, по сути являются фикцией. Поскольку по ходу исполнения бюджета придется «пожарным образом» перебрасывать средства из одной статьи расходов в другую по мере их наличия/нехватки у государства. С прогрессирующей заморозкой амбициозных направлений из-за постоянной нехватки бюджетных ресурсов. А заявленные реформы социальной, медицинской и пенсионной систем в условиях непредсказуемости бюджетного наполнения – это просто катастрофа.
Применительно к современному состоянию России и ее экономики, а также учитывая импортозависмый характер внутреннего потребительского рынка, единственным верным выходом для страны будет схема реверсивного бюджетирования, применяемая в крайне тяжелых экономических условиях, требующих обеспечения стабильности внутренней социальной ситуации в тяжелых и кризисных ситуациях. Речь идет о разработке и принятии бюджета с учетом фактически собранного в виде налогов, пошлин и сборов в течении прошедшего года денежного массива без дополнительного пополнения оборота. Что при всех своих положительных моментах еще и блокирует стимулы для быстрого развития экономики, обеспечивая лишь его умеренную стабильность. Что особенно важно в условиях кризиса.