Органы фин-го контроля (далее - ОФК) выполняют важнейшую роль. Помимо правоохранит. и правовосстановит. функций, они обеспечивают органы их создавшие и общество информацией о действительных результатах исполнения решений, принимаемых соответствующими органами публичной власти, выявляют негативные стороны принятых решений. Предупредительная функция ОФК проявляется в том, что неотвратимость финансовых проверок каждого субъекта бюджетных правоотношений уже снизит число правонарушений в бюджетной сфере.
В составе рег-ых ОФК необходимо выделить внешние ОФК, образуемые представительными органами власти субъектов РФ, как выполняющие наиболее значимые функции. Они обеспечивают не только правовые и количественные оценки исполнения бюджета, но и участвуют в процессе качественной оценки проекта бюджета и его исполнения.
В субъектах РФ сложились различные орг-ые модели внешних ОФК. В одних – это подразделения представительных органов госвласти субъектов РФ, в других – это юрлица. В одних субъектах РФ их рук-ль назначается представит.органом госвласти самостоятельно, в других – по представлению главы субъекта РФ. Эти модели не приближают орг.-ые основы деятельности этих органов к созданию профессионального, объективного, независимого внешнего ФК в субъектах РФ, поскольку выбор кандидатуры рук. внешних ОФК (заместителей) всегда ограничен подконтрольными и лояльными фигурами.
Предоставить внешним ОФК гарантии независимости, объективности, профессионализма поможет изменение порядка назнач. руковод. внешнего ОФК. Вариант 1 - по представлению главы СП РФ. В этом случае,потребуются изменение конституционного статуса СП РФ и закона о ней. Вариант 2 – такое представление должно исходить от соответствующего полномочного представителя Президента. Доп. гарантией независимости внешних ОФК будет запрет на назначение его глав из числа граждан, проживающих на терр. данного субъекта РФ.