Минюст не признает за объединениями работодателей (ОР) право приобретать статус саморегулируемых организаций (СРО) согласно ФЗ «О СРО». ПО ст.33 ТК РФ ОР - это НКО, объединяющие работодателей для представительства их интересов и защиты прав в отношениях с профсоюзами и властями. Ст. 3 ФЗ «Об ОР» закрепила ОР как самостоятельную «форму НКО». Однако ст.33 ТК РФ не имеет виду ОР в качестве самостоятельной формы НКО. ФЗ «Об ОР» не задает институциональных отличий ОР от формы некоммерческого партнерства; по сути, обособление ОР в самостоятельную форму обусловлено их целями (аналогично в качестве формы НКО можно закрепить "общество любителей рыбалки"). Ст.1 ФЗ «О профсоюзах» регулирует отношения профсоюзов с «работодателями и их объединениями: союзами, ассоциациями»; профсоюзы являются общественными объединениями, но не формой НКО (ст. 4 ФЗ «Об общественных объединениях»).
В целях получения права на участие в коллективных трудовых отношениях многие отраслевые объединения юр. лиц либо преобразовались в ОР, либо создали параллельные себе ОР.
ФЗ «О СРО» определяет СРО не как форму, а лишь как функцию НКО в уже закрепленных формах, которыми Минюст считает только некоммерческие партнерства и ассоциации (союзы). Т.о., ОР не могут стать СРО с учетом ст. 2 ФЗ «Об ОР» и п.1 ст.49 ГК РФ.
Изложенное не соответствует экономической сущности отношений. Функция работодателя опирается на производство. Оно порождается спросом на рынке, а повышение не нем качества предложения есть функция СРО. Было бы логично, если бы и в отношениях с потребителями путем саморегулирования, и в отношениях с профсоюзами выступало бы одно и то же объединение хозяйствующих субъектов. Совмещение этих функций, кроме того, выступало бы гарантией интересов трудовых ресурсов, т.к. привлекать их смогли бы лишь те субъекты, которые имеют доступ на рынок через членство в СРО и тем самым в состоянии обеспечить реальное право на труд.