Президент ОАК Алексей Федоров сообщает: «Мы приостановили производство убыточной версии пассажирского Ил-96-300, но сохраняем транспортную – Ил-96-400Т. Оставляем производство Ил-96 для спецзаказов». Вопрос: почему Ил-96, несмотря на его достойную экономику, не востребован российскими авиаперевозчиками?
Ответ изначально заложен в откатной практике продавцов. Сначала коммерсанты из «Боинга» и «Эрбаса» и их отечественные «партнеры» скромничали и тщательно скрывали свои небескорыстные отношения. Сейчас, видимо, решили, что скромничать ни к чему, прямо утверждают: с каждой проданной машины посредник получает в среднем 10%. Кто с российской стороны выполняет эту роль? Полагаю, что те самые «островные» офшорные компании, где зарегистрированы авиалайнеры ведущих российских авиаперевозчиков. Там и происходит дележка «добычи». Прямо обвинить кого-то трудно, схема непрозрачная, отследить перемещение денежных масс со счета на счет проблематично. Но фортели с «временными» отменами таможенных платежей за ввезенные иномарки и стойкое нежелание строить и приобретать самолеты собственного производства говорят сами за себя. В этом процессе завязаны крупные чиновники в министерствах, ведомствах и госкорпорациях. То есть выстроена система узаконенных и совершенно безопасных откатов, попросту – взяток. Именно здесь кроется стойкое отвращение к маркам «Ту», «Ил» и «Ан» – на своей земле брать опасно, а часто и нечего.