Вопросу судебной системы посвящено немало публикаций. Неизбежно, большинство сходится в том, что в России не сформирован механизм подбора кандидатов для наделения полномочиями судьи. Основная проблема заключается в том, что в основе подбора кандидатов и наделения их полномочиями судьи сложилась корпоративно-кастовая система подбора кандидатов. Суть ее заключается в том, что кандидат в судьи сдает квалификационный экзамен и в дальнейшем получает рекомендации для наделением полномочий судьи квалификационной коллегии судей. Квалификационная коллегия судей преимущественно состоит из представителей судейского сообщества и, как правило, управляется председателями судов субъектов Федерации и арбитражных судов первой инстанции. Практически невозможна ситуация, при которой кандидат выходец не из судебной или правоохранительной сферы, а иной кандидат сумеет преодолеть эту систему отбора. В итоге, система начинает формироваться по принципу создания себе подобной, с сохранением всех присущих ей недостатков.
Решение проблемы кроется в изменении принципа подбора кандидатов и наделения их полномочиями. Представляется, что решение этого вопроса могло бы заключаться в изменении соотношения представительства в квалификационных коллегиях судей в пользу представителей общественности и сокращения доли представительства людей из судейского сообщества. Основной функцией представителей из судейского сообщества должна остаться организационная функция по проведению заседаний квалификационных коллегий. Большая часть представителей квалификационных коллегий должна состоять из представителей общественности.
Возможно, целесообразным было бы формирование квалификационных судебных коллегий в регионе по принципу формирования состава суда присяжных, а кандидаты в состав определялись бы из преподавателей юридических дисциплин ВУЗов, известных юристов, адвокатов и т.д. По Конституции РФ народ - носитель власти, и именно ему должно принадлежать право формирования судебной ветви этой самой власти.