Уважаемый Дмитрий Анатольевич.
Хотел бы прокомментировать Декларацию, принятую на саммите G8 в Аквилле в 2009 году (в части, касающейся обязательств по ограничению выбросов). В пункте 65 документа указано, что точкой отсчета для 80 % снижения уровня выбросов СО2 принимается 1990-й или более поздние годы (more recent years). В случае с Россией вполне логично взять один из годов разрухи. И здесь надо вспомнить количество металла, экспортированного (но не произведенного) в то время. Ведь это имеет свой энергетический эквивалент и, следовательно, может быть приведено к объему выбросов, которые следует переложить на другие страны за счет выбросов Российской Федерации. Реально мы можем получить величину выбросов, составляющую половину от значения 1990 года. Тогда потребное снижение СО2 за 40 лет составит только 40 %, то есть 1 % в год, что вполне приемлемо и не требует чрезмерных усилий. Для наглядности математика упрощена и пологая экспонента заменена линейной зависимостью. Суть не меняется. Но у России есть и дополнительные возможности для маневра. Развивающимся странам Декларация предлагает снизить выбросы на 50 %.
Приятно считать себя развитой страной, но лучше таковой быть. Сырьевую структуру экономики не отрицают и в правительстве. Поэтому дело дипломатов – доказать с цифрами и фактами в руках, что Россия пока страна развивающаяся, а развитой станет в 2050 году, досконально выполнив все требования мирового сообщества по части эмиссии СО2. И это вполне реально.
Снижение выбросов за 40 лет на 25 % от нынешнего уровня (взяв за базу один из 1990‑х годов) означает годовое снижение примерно на 0,6‑0,7 % в год. Реальность подтверждается прошлогодними заявлениями премьер-министра России о планах атомного энергетического строительства. Декларация восьмерки для России вполне выполнима и, более того, может оказаться весьма выгодной. В рамках Декларации есть широкое поле для выбора оптимального пути развития ТЭК России.