Добрый день!
Думаю, проблема не только в невысокой зарплате учителей, но и в общей неэффективности системы школьного образования. Я сам работаю учителем, и мои впечатления следующие:
1. Чрезмерность предоставляемой ученикам информации. Многое просто не нужно. Ученики учат, чтобы это потом забыть. Отсюда трата времени, нервов и часто здоровья.
2. Разорванность получаемых знаний. Мир обладает определенной целостностью, человек - часть этого мира. А для учеников есть множество предметов, которые между собой вроде как ничем не связаны. Иначе говоря, в голове учеников нет целостного, гармоничного видения мира, нет целостной картинки. Есть "каша", беспорядок, из которого порой вынимается что-то полезное в той или иной жизненной ситуации, но в основном остается только "интеллектуальный мусор".
3. Школа, по сути, не занимается нравственным воспитанием. Вбиваются знания. За плохое поведение ругают (а часто на учеников просто орут, и те привыкают постепенно реагировать только на ругань), вызывают родителей. Доброте можно научиться только в соответствующей атмосфере, где царят отношения понимания и взаимопомощи. Но такую атмосферу невозможно создать в городских школах, где все идет по конвейеру, а в классах по 25-30 человек, что нормально для системы профессионального образования, там взрослые люди.
Но здесь дети и подростки, воспитать их можно, если между учителем и учениками будут личные отношения. Это, отчасти, есть в начальной школе, где один учитель на всех предметах. Мое личное замечание, что дети в группах по 7-10 человек иначе, чем, когда 25 и более, и в большей мере склонны слушать учителя и доверять ему. Но дать одного педагога в 5-9 кл. невозможно, т.к. много предметов. Но чтобы решить эту проблему, нужно подумать о количестве, объеме и качественной насыщенности предметов (см. 1 и 2).
4.Общий культурный и нравственный уровень современного общества низкий, и ученики здесь не исключение.
Кто будет исправлять ситуацию?