С ныне действующим УПК эффективно работать крайне сложно. Большая часть времени и сил следователя тратятся на так называемые непроцессуальные издержки: это большая тема для беседы, кратко её не отобразишь. За 3 моих года работы из полезных изменений в УПК можно разве что отметить введения договора со следствием, и то механизм не однозначен. Реформа от 7.09.2007 года не всчёт -- слишком спорно, благо это или зло. Обыватель, обращаюсь к тебе, когда ты критикуешь следователя: почти всё, что ты видишь по телевизору про расследование уголовных дел к действительности отношения практически не имеет. Президент и премьер много говорят про инновацию и модернизацию ... так вот в следствии до сих пор -- "средневековье". Чтобы продлить срок следствия на 4-й месяц, следователь зачастую везёт три листа А4 за 200-1000 км на поезде, теряя 1-3 суток. Зачем? А потому что сильно мудрые люди верстают УПК и Приказы. У государство много денег на командировочные расходы. Интернет, электронная подпись и т.п. в к нам ещё не пришли. Следователь за свои деньги либо уговоры договаривается с экспертами, чтобы экспертизу по делу провели побыстрее, чтобы начальник поезда взял его документы, чтобы в деревне гадюкино кто-нибудь нашёл факс и переслал в необходимые сроки нужные ему сведения... Следователь постоянно ходит под ответственностью: решения и сроки. А УПК написан для адвокатов -- одни права и никакой ответвенности. Заботясь о правах человека, законодатель немного забыл о правах человека-потерпевшего, права которого следователь не может защитить из неполноценного уголовно-процессуального законодательства. В УПК полно пережитков, которые выполняются формально, не выполняя задуманной функции.
В общем тут диссертацию писать можно. Одно абсолютно точно, пока у следователя не будет удобного современного правового инструмента, уголовное преследование в стране будет дутым, и формальным. И ни с коррупцией ни с чем остальным мы бороться не сможем..