Система госуправления крайне неэффективна. Политические реформы без акцента на менеджерские технологии ничего нам не дадут. Нужно внедрять процессные подходы к построению госуправления взамен функциональных и менять показатели деятельности государственных органов. "Стандарты функций" – это популярный инструмент анализа государственных структур, который «похоронил» уже не одну «административную реформу».
Оперировать функциями все равно, что считать галок в небе! Функции бывают ключевые и второстепенные, исполняемые и неисполняемые, живущие только на бумаге и фактические, не описанные ни в одном документе, но реально имеющие место в деятельности организации. Это наименее информативная и наиболее бессмысленная работа при анализе государственного и муниципального управления. Процессный подход дает возможность измерить и оценить любую деятельность. Если функциональные госструктуры преобразовать в процессные, чиновников можно сокращать целыми ведомствами и департаментами с пользой для дела и для них самих. Для многих коррупционных схем просто исчезнет база.
Что значат показатели деятельности для госуправления в России вряд ли нужно объяснять нашим высокопоставленным чиновникам. Достаточно сказать, что противоправное поведения нашей милиции по отношению к гражданам не в малой степени обусловлена т.н. «палочной» системой показателей, в основе которых раскрываемость «от достигнутого». Эта система формирует и закрепляет неадекватное противозаконное поведение правоохранительных органов – бессмысленную жестокость, фабрикацию уголовных дел, вымогательство. В СМИ приводились даже факты продажи уголовных дел подразделениями МВД друг другу для поддержания требуемой отчетности. Но тот факт, что эта система сохранилась с советских времен, где ее негативным проявлениям в то время противостоял партийно-идеологический контроль, говорит о том, что альтернативы ей до сих пор не создано. Измените систему показателей – вы не узнаете нашу милицию! Но опять же это нужно делать в комплексе.