Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
ЕГЭ должен стать более гибким. Не может быть одинаковых требований, например, по литературе и математике для абитуриентов, поступающих в литературный или физико-математический ВУЗ. Предложение такое: сделать для начала БАЗОВУЮ и ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ части, причём дополнительная часть - совокупность предметов по выбору - должна иметь определённое количество тестов по любым выбранным предметам (минимальное количество экзаменов задано, качественный состав выбирается учеником). В дополнительной части могут быть введены углублённые версии базовых предметов наряду с предметами, не входящими в базовую часть. Задания по дополнительной части должны соответствовать требованиям профильных ВУЗов и должны разрабатываться именно ВУЗами. Если ВУЗ проводит дополнительно свои вступительные экзамены, то в дополнительной части ЕГЭ должны быть задания со вступительных экзаменов (не дословно те же, но те же по уровню сложности). Нельзя запрещать ВУЗам проводить вступительные экзамены, но необходимо добиться, чтобы материалы вступительных экзаменов были отражены в дополнительной части ЕГЭ - тогда особой "дополнительной нагрузки" не будет, ЕГЭ будет не только репетицией ко вступительным экзаменам, но и сумма баллов ЕГЭ должна учитываться точно так же, как раньше учитывался средний балл аттестата. Это вполне разумно, и при обязательном условии полной анонимности проверки и оценки результатов ЕГЭ (проверка в других регионах, далеко от места проведения тестирования) позволит избежать коррупции. Об аналогичной системе проверки письменных тестов на вступительных экзаменах в ВУЗы (где таковые имеются) тоже следует подумать. Тогда мы сразу уничтожим тех горе-репетиторов, которые не столько вкладывают знаний в абитуриентов, сколько используют те или иные рычаги воздействия на приёмную комиссию. Наряду с работой над ЕГЭ необходимо также серьёзно работать над программами ВУЗов, ориентируясь на требования работодателей и заказчиков образования. Но это уже отдельный вопрос.