Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Двигаясь к зрелости государства, надо добиваться, чтобы меньше государственных решений были «огульными». Борьба в Москве с пробками - это верное направление, но есть риск перегнуть палку. Нужно ли, например, повсеместно в Москве демонтировать турникеты в автобусах? – Этот вопрос был поставлен в нашем Экспертном Интернет-сообществе психологов, которое уже третий год функционирует на сайте Лаборатории «Гуманитарные технологии». Ответили 76 человек. Мнения по демонтажу разделились почти «фифти-фифти». Более глубокий анализ ответов показал, что по ряду маршрутов ситуация с введением турникетов на самом деле улучшилась: автобусы стали ходить чаще, люди пересаживаются по этим маршрутам с частных автомобилей на общественный транспорт, что и сокращает пробки самым серьезным образом. И именно люди, которые пользуются этими маршрутами, голосуют за то, чтобы турникеты оставить. Выявились убедительные рассуждения, что турникеты приучили наших пассажиров более цивилизованно заходить в автобусы, меньше толкаться, хотя время посадки и увеличилось. А там, где трамваи останавливаются посреди улицы у станции метро, затяжная посадка через турникеты действительно приводит к нестерпимым пробкам. Там надо турникеты, видимо, снимать. Случай с турникетами – это иллюстрация общей проблемы. Получая «разброд» в суждениях людей, в том числе специалистов-экспертов, управленцы часто просто не вникают, что стоит за этим «разбродом» и отмахиваются от всякого учета чьего-либо мнения кроме… собственного. А ведь люди базируются в своих суждениях на своем личном опыте, а этот опыт может быть существенно различным. Нам всем надо учиться по иному работать с изучением общественного мнения: надо не просто выяснять перевес в голосах (как это часто делается на популярных программах телевидения и радио), а глубже докапываться до причин, почему возникают различия, это даст возможность принимать более прицельные решения.