ПРОБЛЕМЫ ЕГЭ – МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Практика проведения ЕГЭ выявила целый ряд проблем, связанных с этой формой итоговой аттестации. Какие-то из этих проблем решаются (более или менее удачно), а часть остается без должного внимания. В рамках одного комментария их даже невозможно перечислить.
1. Утверждают, что ЕГЭ позволил выявить недостатки существующей системы образования. Но проблемы, «выявленные» с помощью ЕГЭ, были хорошо известны и педагогам-практикам (учителям общеобразовательных школ и преподавателям вузов) и педагогам-ученым. Неизвестны эти проблемы были лишь тем руководителям системы образования, которые не хотели их знать.
2. Успешная сдача ЕГЭ позволяет выпускникам школ поступать в любой вуз России без выезда из родного города или села. Но никто не обращает внимания на обратную сторону медали: ЕГЭ способствует усилению оттока талантливых ребят с периферии в крупные города. Большинство выпускников периферийных школ (в том числе лучшие) уезжают на учебу в вузы мегаполисов. Москва живет за счет интеллектуального потенциала провинции, а регионы им обедняются. Да и ведущие вузы Москвы тоже от введения ЕГЭ не выиграли. Они давно разработали свои собственные системы отбора абитуриентов из большинства регионов, так что ЕГЭ им просто не было нужно.
3. С введением ЕГЭ коррупция в образовании не исчезла, а перешла из одного русла в другое. Вопрос решается не при проверке выполненных заданий (компьютеру взятку дать невозможно), а во время проведения экзамена. Современная электронная техника позволяет достаточно просто передавать содержание тестовых заданий из аудитории, где проходит ЕГЭ, в помещение, где сидят «решатели», и решение задач в обратном направлении. Закрыть этот канал пока не удается. Удастся ли это в будущем? В России (к счастью или к несчастью?!) всегда найдутся толковые ребята, которые в состоянии решить проблему передачи информации в любых условиях.
4. В систему оценки знаний по ЕГЭ заложен методологически неверный принцип: оценка выставляется за число (долю) правильных ответов. Какую оценку следует поставить ученику за грамотность, если он знает только половину азбуки, или половину таблицы умножения?
5. Тестовая система, используемая в ЕГЭ, не позволяет проверить умение ученика формулировать определения терминов, законы и другие выражаемые словами положения. Выбор правильного ответа из четырех или пяти предлагаемых вариантов не способствует ни формированию логического мышления, ни развитию речи. Напомним, что в стратегии модернизации российского образования заложено требование усиления языковой подготовки учащихся.
6. Тестирование не согласуется с одним из главных требований модернизации российского образования – переходу на компетентностный принцип оценки качества образования. Например, в заданиях ЕГЭ по физике присутствуют только типовые задачи, решаемые стандартными методами. Эти задачи, как правило, не имеют ничего общего с реальными ситуациями в природе и технике.
7. По мнению большинства педагогов (школьных и вузовских), ЕГЭ не дает заметного улучшения качества образования. Скорее наоборот – приводит к его ухудшению. В течение нескольких последних лет мы проводили сопоставительный анализ успеваемости студентов технических специальностей университета с их отметками в аттестате и полученными на ЕГЭ. Один из главных выводов, сделанных на основе этого анализа: введение ЕГЭ положительного воздействия на качество знаний выпускников общеобразовательной школы не оказало.
В.И. Ивлев, работаю в системе образования (высшего и среднего) с 1964 года