Реформа высшей школы требует своего комплексного завершения. Требуется логически завершить систему "бакалавриат - магистратура - докторантура". Систему "студент - аспирант - кандидат - доктор" пора оставить в истории. Без политической воли здесь не обойтись. Для пенсионеров от науки старая система - это залог их личного благополучия. В новой системе им места нет, но старой системе нет места в новой России.
Фактическая ситуация такова, что реально работающей силой в высшей школе, которая что-то создает и способна создать - это кандидаты наук. Однако система высшей школы такова, что именно эта часть научного сообщества уничтожается. Большинство докторов/профессоров в вузах - это старые люди примерно возраста 70-ти лет. Результат их работы сегодня очень небольшой. Такой "дом для престарелых" - это традиция для нашей высшей школы. Но вместе с ними стареют и кандидаты наук. Со старыми людьми можно работать только по-старому. Умирает потенциал высшей школы.
Ситуацию можно исправить, если по общемировой традиции ликвидировать статусы "кандидат наук" и "доктор наук", сделав только один статус - "доктор". Нынешние кандидаты и доктора и кандидаты будут уравнены и необходимости держать армию пенсионеров для соответствия ППС вузов аккредитационным показателям исчезнет. Россиянин, которого обошли при вручении Нобелевской премии, правильно сказал, что нужно "заниматься наукой, а не защищать диссертации".
Хочу предложить изменить аккредитационный показатель по оценке качества ППС вузов: не учитывать в итоге остепененность пенсионеров. Пусть штатная единица учитывается, но остепененность нет. Мы увидим, что вузы сами быстро и резко начнут избавляться от того балласта, который они тянут на себе. Пока 65-80 летние старцы ожидают своей кончины в вузовских кабинетах, а не на дачах, молодые потенциальные ученые-исследователи и преподаватели безвозвратно уходят в бизнес и органы ГМУ. Кто придет завтра?