Президент поднял резонный вопрос о бизнесменах, которые не создают ничего нового. Но ведь у такого положения дел была определенная историческая подоплека.
Ведь что происходило в 90-х? Бандитский беспредел, политическая нестабильность, засилье импорта из-за сильного рубля и дорогие финансовые ресурсы нанесли сильнейший удар по только начинавшему зарождаться предпринимательскому слою, особенно по малому и среднему бизнесу и производственной сфере. А непродуманная приватизация привела к тому, что активные люди кинулись пилить советское наследство, выводить активы и прятать их за границей.
Логично, что бизнес в некомфортных условиях выбирал краткосрочную модель развития - купил и быстро продал. Вот и свелось предпринимательство к упомянутым простейшим формам: экспорт сырьевых товаров (крупный бизнес), торговля импортным ширпотребом (малый бизнес), а значительная часть активных людей занялась не столько предпринимательством, сколько финансовыми инвестициями (попросту спекуляциями) в наиболее прибыльных областях (строительство и ценные бумаги).
Вот и получилось так, что сейчас мало кто умеет создавать новые производственные бизнесы способные конкурировать на мировом рынке.
Резюме: Туда, где сложно, идут самые сильные и опытные (хотя и удовлетворение от достижений там может быть значительно выше), остальные идут туда, где проще, безопаснее, быстрее, выгоднее. А производство, особенно инновационное, - это более сложный, рискованный, длинный бизнес, чем услуги (торговля, транспорт, строительство, финансы). Поэтому если государство хочет, чтобы предприниматели пытались создавать новые производственные бизнесы, особенно производящие продукцию с более-менее высокой добавленной стоимостью и способные конкурировать на мировом рынке, нужно целенаправленно и методично упрощать, обезопасивать, ускорять это направление.