Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Вопрос менее актуальный для периода, когда цены на нефть падают, но может представлять интерес, когда начнется рост этих цен. А случится в самый непредсказуемый момент.
Вывозные таможенные пошлины (как и ввозные) в основном построены так, что привязаны в процентном отношении к цене, или в суммовом отношении к основным техническим характеристикам. При этом почему-то исключение составляют нефть сырая и основная часть нефтепродуктов (кажется, еще незначительная позиция по каким бобовым культурам), где таможенная пошлина определена как суммовое значение, относящееся к 1000 кг продукта.
Большая логика в таком подходе, кроме интересов олигархов, по моему скромному мнению, не прослеживается.
Защита государственных интересов? Скорее наоборот. Когда таможенные пошлины повышаются, повышенные пошлины не затрагивают контрактов, заключенных до повышения. В конце 90-х, когда цены на нефть после падения до 10 долларов за баррель (по Урол еще ниже) начался рост этих цен, таможенные пошлины были повышены с таким большим опозданием, сколько тогда бюджет потерял, трудно посчитать. Да еще получили беспрецедентный дефицит топлива во внутреннем рынке.
Трудности ценообразования в противном случае? Тоже нет. Когда затраты определены в процентном отношении к цене продажи, определение себестоимости, напротив, гораздо проще и прозрачней.
Можно возразить, что при падении цены будет обратная картина и, соответственно, компенсация потерь бюджета. Но в этом случае нефтяная компания может перезаключить контракт на новую дату.
Представляется, что необходимо определить вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты в процентном отношении к цене, возможно с оговоркой, как это обычно делается, «но не ниже ххх долларов за 1000 кг». Правда, для нефтяного лобби это совершенно невыгодно.