Прочитала почти все комментарии. Слов и эмоций как всегда очень много (любим поговорить), предложений по решению проблемы почти нет. А сейчас, когда "кошмар ЕГЭ-2009" позади, нужно не стонать и ныть, а анализировать ошибки и делать выводы на будущее. Вопрос высшего образования - это вопрос будущего нации. За бюджетные деньги должны обучаться ТОЛЬКО самые умные и способные. Предлагаю:
1. Олимпиада, по результатам которой возможно поступление на бюджет, только одна - общероссийская. Ее организацией должен заниматься совет ведущих вузов страны.
2. ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ при поступлении в вуз на бюджет ОТМЕНИТЬ. Целевой прием в нынешнем виде (бюджетные места для своих недорослей за счет государства) отменить тем более. Сиротам, инвалидам нужно дать выбор. Поступать либо по общему конкурсу (если они способные и талантливые, то они и так поступят), либо учиться по целевому приему Субъектов Федерации (т.е. бюджет области, республики в лице отделов образования по заявкам своих предприятий оплачивает их учебу на платном отделении). При таком раскладе сироты, инвалиды получат социальную защиту, будущее гарантированное трудоустройство, да и будет с кого спросить за потраченные бюджетные деньги.
3. В школе сдавать ЕГЭ только по математике и русскому языку. С этими результатами подавать документы в вуз. На базе вуза уже сдавать ЕГЭ по профильному предмету выбранной специальности. И разрешить выпускнику только 1 предмет сдавать на базе вуза. Тогда он сможет подать документы только в вузы одного направления (т. е выберет либо гуманитарное направление, либо техническое). Если абитуриент плохо сдает профильный предмет - это сразу ставит под сомнение результат его "хорошего" ЕГЭ. При таком варианте сразу будут выявлены те абитуриенты, которые не способны учиться.
На данный момент это основные мысли по данному вопросу.