К вопросу о вертикали власти и эффективности управления: эффективность \ неэффективность системы управления страной особенно наглядно видна на примерах нашей повседневной жизни.
Вот ситуация, которая удивляет меня уже несколько лет: я живу в Петербурге и несколько раз в год езжу в Финляндию. Во время последней поездки я подсчитала количество проверок, которые проходят автомобилисты при ОБЫЧНОМ туристическом пересечении границы России и Финляндии на собственном автомобиле (на примере моей поездки через погранпункт в Торфяновке).
1) Проверка паспорта на въезде в приграничную зону.
2) Вторичная проверка паспорта в пограничной зоне (к сожалению, не помню точное место 2-й проверки).
3) Проверка паспорта на въезде непосредственно в Торфяновку.
4) Проверка документов на машину и заполнение таможенной декларации на машину.
5) Проверка паспорта и отметка о выезде из России.
6) Визуальный контроль машины и ее содержимого сотрудником таможни и выпуск машины с погранпоста.
7) Проверка паспорта при окончательном выезде из России перед въездом в Финляндию.
Таким образом, меня и любого другого автомобилиста, при обычном пересечении границы, тем или иным образом проверяют и досматривают СЕМЬ человек. На обратном пути - мы опять таки проходим эту же процедуру, но в обратном порядке.
Не стану уже говорить о том, что на финской границе я предъявляю ВСЕ документы один раз и в одно окно.
На мой взгляд, если говорить языком управления - мы имеем:
1) явный переизбыток людей, занятых на проверке;
2) неэффективно выстроенные "бизнес-процессы" по пропуску граждан через границу(термин "бизнес-процессы" я употребляю в контексте управленческой терминологии);
3) потенциально "коррупционоемкую" ситуацию;
4) риски роста негативного и негостеприимного имиджа у страны в целом;
5) а кроме того - пробки и очереди на границе: к примеру, когда на Финской стороне в очереди стоят 2-3 машины, на нашей скапливается до 50 - 60 машин.
Вот такой сравнительный анализ.
С уважением, Екатерина