Дискуссия о борьбе с пьянством стала в России уже бесконечной - удивляет то, что в этих затянувшихся спорах всегда побеждают сторонники либо запретительных, либо экономических методов борьбы с пьянством. Совершенно ясно, что если поднять цены на спиртное общие показатели продаж пойдут вниз. Вспомним Горбачевский период борьбы с алкоголизмом, многое ли он дал? Пьянство уменьшалась не благодаря ценам, а благодаря милицейским рейдам, развитой системе ЛТП, а главное - на рабочих местах начальство вынудили относиться к пьянству максимально жестко. А ценам народное творчество отвечало анекдотами и самогоном.
Самогоноварение существует и сейчас, но пока оно загнанно в угол дешевой водкой. Безусловно, возможная будущая дороговизна на водку даст ему зеленый свет, и чем ему ответит государство? В недавнем Горбачевском прошлом львиная доля самогона изготавливалась не на продажу, а для дома, и большинство бабушек приторговывавших самогоном, так и остались неуловимыми для милиции, потому что последним и без того забот всегда хватало.
Для меня, современное "де-жа-вю" Горбачевских идей - труд политических блондинок. Безусловно, большинство руководителей Российского государства, психологию скатывания к алкогольной зависимости не изучали. Но то, что они и сейчас не готовы понять, что их главный враг - не цена и доступность водки, а имидж пьющего, как настоящего мужика и своего парня - прискорбно. Настоящая борьба заключается не в указах "не пить", а в планомерном создании вокруг пьяного человека зоны общественного отчуждения, выработки стойкого общественного иммунитета, что быть пьяным постыдно и унизительно. А эта работа требует создания государственных институтов занятых формированием общественного мнения в этом направлении. Институтов, подобных тому, что создаются сейчас для формирования внешнеполитического имиджа самой России. Эта работа трудная, долгая и кропотливая, но только она даст долговременный результат.
Валерий К.