Основная проблема коррупции связана с кадрами. Уровень коррупции зависит от коррумпированности первых руководителей, а также от коррупционности самого процесса их назначения на должность. Если, например, начальник органа любого органа власти края, области, города, района) нетерпим к коррупции, то он будет ей противодействовать и подбирать соответствующих руководителей структурных подразделений и наоборот. В органах власти созданы кадровые резервы. Возникает вопрос – как попали в данный резерв эти люди. Может получится так, что это родственники чьих то высокопоставленных начальников или лица, за которых проплатили деньги. А в результате коррупционеры будут бороться с коррупцией. Нужна эффективная система проверки и отбора кадров с привлечением независимых экспертов (имеющаяся не позволяет этого сделать). Такая система должна предусматривать отбор по различным критериям: по уровню личностных качеств, в том числе на предмет коррумпированности; по уровню управленческой деятельности (многие руководители даже не знают из каких элементов она состоит и не обладают необходимыми навыками); по уровню профессиональных качеств; по уровню здоровья и физических качеств. При этом необходимо сделать так, чтобы исключить случаи, когда руководитель не прошел проверку, но позвонил вышестоящий начальник в кадровое подразделение и его назначили. Должна быть помимо внутренней проверки внешняя проверка, чтобы соблюдалась независимость проверяющей организации от подобных звонков. Необходимо использовать при отборе руководителей анонимное независимое анкетирование, проводимое среди сотрудников коллектива, где работал выдвигаемый руководитель, и среди руководителей других ведомств, с кем по роду своей деятельности ему приходилось взаимодействовать. Еще лучше если результаты (кроме секретных спецпроверок) одного или нескольких кандидатов будут публиковаться в СМИ с объяснениями органа власти причин назначения данной кандидатуры на руководящую должность.