Я преподавала в высшем учебном заведении 6 лет.
Мои личные наблюдения. Студент, абитуриент, ученик списывает по двум причинам: чтобы дома не отругали и чтобы из института не выгнали. Внутренней мотивации на получение знаний нет. Экзамен - это не галгофа, а проверка полноты и качества усвоения материала. Списать не главное, главное воспользоваться списанным, а это редко у кого получается.
Проблема и в родителях. Чаще всего жалея и соболезнуя любимому чаду, родители сами провоцируют ребенка не на получение знаний, а на списывание.
Я категорически против ЕГЭ. В априори такого просто не должно быть, чтобы материал на ЕГЭ не совпадал со школьной программой. Меня учили и я учила - 60% знаний дает педагог, остальное студент, ученик постигает сам, а оценивает степень подготовки - педагог.