Здравствуйте, Дмитрий Анатольевич.
В 1875 году была издана «Новая азбука» Льва Толстого, которую он создавал 17 лет.
Ее концепция:
«Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно:
- чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно;
- чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях;
- чтобы не было новых непривычных предметов и лиц там, где он учится;
- чтобы ученик не стыдился учителя или товарищей;
- избегайте непонятных русских слов, слов, не соответствующих понятию, или имеющих два значения, и особенно иностранных;
- чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение, то есть за непонимание. Ум человека может действовать только тогда, когда он не подавляется внешними влияниями. Для того, чтобы иметь сознание, приносимое пользу, нужно иметь одно качество, это же качество восполняет всякое искусство учительское и всякое приготовление, ибо с этим качеством учитель легко приобретет недостающие знания. Если учитель во время 3-х часового урока не чувствовал ни минуты скуки, он имеет это качество. Качество это и есть ЛЮБОВЬ».
Следования лишь только этим простым указаниям из Толстовской азбуки дает намного больше, чем 5 курсов современного педагогического образования. Но нам методично внушали мысль о том, что нет Пророков в своем Отечестве. В то время как к Толстому за консультациями приезжали западные авторитеты со всей Европы, местная власть предавала Толстого анафеме за смелость иметь собственные взгляды на жизнь, православие и мироустроение. Они творили свою историю.
Сейчас концепция образования принимается государством на 7 лет, а ребенок учится в школе 11 лет. Это говорит о том, что ни один ученик не сможет отучиться от начала до конца по одной программе, а кого-то перепрограммируют 3 раза. Темпы его роста технического прогресса радуют. Но педагогика не столь гибкое производство. Может пора задуматься, хотя бы, о научном обосновании подобных экспериментов над нашими детьми.