Безусловно, что закон о госзакупках является одним из ключевых в борьбе с коррупцией. Коррупцию не победить лозунгами и призывами. Нужны правовые механизмы, в том числе регулирующие сферу госсзакупок. Произвол в этой сфере стал исчезать с введением закона 94ФЗ. А с каким ужасом взяточники ожидали вступление в силу электронных аукционов, обеспечивающих прозрачность и доступность. И действительно, сейчас коррупция из этапа размещения заказа ушла в области планирования потребности и исполнения контрактов. Вот именно эти этапы цикла закупок подлежат дальнейшему регулированию.
А что имеем в итоге? Минэко предложило проект закона о ФКС, который полностью разрушает конкурентность на этапе размещения заказа. Например:
- предлагается ввести правило 25 %, позволяющее легко перевести закупку из торгов во внеконкурентный способ закупок;
- ликвидируется единый независимый орган контроля за размещением заказов. Жалобы будут рассматривать не УФАС, а органы местного самоуправления, т.е. по сути заказчики будут рассматривать жалобы на самих себя;
- действия электронных площадок обжалуются только через суд, который примет решение в лучшем случае через полгода
- жалобы смогут подавать только участники, подавшие заявку. А что делать, если документация к торгам составлена с нарушением закона, и подать заявку невозможно?
По сути ФКС разрушает всю сложившуюся систему размещения заказов, взамен предлагая лозунги и декларации, а не четкие правила на всех этапах закупки.
Важная деталь: любая публикация законопроекта сопровождается комментарием о возможности до определённой даты послать по определённому адресу результаты его антикоррупционной экспертизы. В отношении второй редакции законопроекта, направленной в Правительство, впервые этого сделано не было. Коррупционность проекта очевидна, но антикоррупционных экспертиз не будет.
Если предложенный Минэкономразвития проект будет принят, нас ожидается ПРОИЗВОЛ и КОРРУПЦИЯ. Нельзя допустить этого.