Присоединяюсь к предложению о государственной политике культуры.
Как её составная часть необходима и культура в работе аппарата управления.
Пример № 1. Когда я сам лично готовлю какой-то ответ на поступившее ко мне сообщение, то обычно стараюсь сделать контрольный звонок, чтобы понять, правильно ли я понимаю ситуацию. И зачастую после такого разговора гораздо лучше получается взаимопонимание и упрощается дальнейшее общение. А ведь порой приходится получать из инстанций такие перлы, что хоть стой, хоть падай! И даже указание своей электронной почты не подсказывает большинству чиновников, что можно хотя бы кратко что-то переспросить, прежде чем заполнять гербовую бумагу непонятно чем ...
Пример № 2. Стоит очередь в какой-либо кабинет, человек 30-40. О чём закипающий народ в такой очереди будет говорить? О бездушии, чёрствости чиновников, наплевательском отношении к людям ... По мировым стандартам, если в очереди больше 3-х человек, то надо подключать дополнительных сотрудников. А у нас?
Пример 3. В советские времена был лозунг "Общественная работа - в нерабочее время!". Соответственно и работа сотрудников аппарата планировалась так, чтобы любой работающий мог решить свои вопросы, не отпрашиваясь каждый раз с работы. А сейчас, много ли организаций доступно в нерабочие дни? И правильно ли это?
Пример 4. Было собрание дома (сход граждан), выработали общее мнение, подписались человек 30-300, кто-то отвёз (отослал) письмо в органы. Ответ приходит ему лично. Собирается собрание, знакомится с ответом и, при несогласии, обращается повторно. Но органы при этом передавшего (приславшего) коллективное обращение гражданина записывают в жалобщики с применением нормы закона, позволяющей игнорировать повторные обращения заявителя. Наверно в таких ситуациях культурнее направлять сотрудника для встречи с гражданами, не удовлетворёнными ответом чиновника.