Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Я сам вчерашний школьник, который не в последнюю очередь поступил в университет благодаря олимпиадам. В течение последнего года у меня возникали различные мысли по этому поводу, так как я пристально следил за всеми новостями, касающимися олимпиадных нововведений, и находился словно "внутри" всей ситуации. И это очень хорошо, что Вы затронули этот вопрос, так как от него зависит, кто получит серьезные привилегии при поступлении и почти наверняка сможет поступить в ведущие российские вузы.
У меня по этому поводу появилось несколько соображений:
1) Всероссийская олимпиада школьников. Это и есть самая авторитетная из всех проводимых в России олимпиад. Ребята, занимающие первые места на этой олимпиаде по математике, например, традиционно становятся лучшими и на более высоком уровне - международном. Могу с полной уверенностью сказать, что данная олимпиада вбирает в себя заметно больше, нежели просто школьный курс, и подготовиться к ней возможно только при наличии сильного преподавателя или запредельной мотивации.
2) Олимпиады школьников, проводимые в течение многих лет и по праву являющихся компетентными способами выявить лучших: "Покори Воробьевы горы", Московская олимпиада по математике, "Ломоносов" по ряду предметов, Олимпиада НИУ-ВШЭ и др. Эти олимпиады вполне могут заменять соответствующий им ЕГЭ, более того, их уровень всегда бывает заметно выше.
3) Олимпиады, проводимые не самыми передовыми вузами, олимпиады 3-его уровня, олимпиады, появившиеся сравнительно недавно. Они объективно не могут служить равноценной заменой ЕГЭ, так как сложность их почти всегда невысока, плюс есть большое поле для коррупции, грубо говоря, для покупки результата. Эти олимпиады не должны приниматься везде, только если в вузе, который их же и проводит.
Олимпиада не просто может, она должна заменять ЕГЭ, но только если ее уровень СУЩЕСТВЕННО выше уровня последнего, иначе в привилегированном положении олимпиадников не будет никакой обоснованности.