На мой взгляд, ситуация с образованием ужасна. Мне это видно по динамике качественного состава студентов Новосибирского госуниверситета, где я преподаю на мехмате. Причины ухудшения ситуации год от года лишь множатся. ЕГЭ ориентирует не на развитие прочных навыков мышления, а на получение временных обрывков знаний, которые легко и с удовольствием забываются после выпускной весны. ЕГЭ подкашивает главный локомотив образования - лучшие вузы страны, где раньше успешно работало сито вступительных экзаменов с задачами повышенной трудности. В 60-70-х годах НГУ был в десятке лучших вместе с МГУ, МИФИ, МФТИ. Теперь абитуриенты поступают с отличными результатами ЕГЭ, а после первой сессии половину из них, если честно, надо отчислять. Но и этому логичному шагу препятствует система подушевого финансирования вузов, что крайне снижает ответственность студентов, причем это явление приобретает массовый характер, поскольку продолжение учебы студентом с несколькими прошлогодними "хвостами" является для здоровой части развращающим фактором. Последние тенденции в реформе образования с выделением обязательных предметов мне представляются еще одним шагом навстречу посредственности - снизу эти изменения большинство поддержит, как ранее поддержали ЕГЭ.
Попытки реформирования школы возникли на почве другой застарелой проблемы - перегруженности программ. Думается, это было побочным эффектом бурного развития науки - все новые научные знания пытались "до полной учености" вложить в молодые головы, а это приводило к стрессам и апатии. Представляется поэтому целесообразным вернуться к старым добротным учебникам 60-х годов, остановившись в них на базовых знаниях, но не выделяя необязательных предметов. Зачем школьникам помнить многочисленные элементы биологической клетки или разбираться в тонкостях двойственной природы света? Это можно освоить, если после жизнь заставит.
Лучшие вузы не должны зависеть от ЕГЭ, иначе все вузы станут скоро серыми. И минобразования надо бы заняться полезным делом.