Дмитрий Анатольевич!
Проблема с ЕГЭ заключается в конфликте требований, предъявляемых к ученикам и учителям в ходе всего процесса обучения и во время тестирования.
11 лет учителя и ученики ориентированны только на оценку, а на итоговом экзамене с них спрашивают конкретные знания. В настоящее время учителям запрещают ставить "2" во время процесса обучения. Доходит до того, что на советы профилактики вызывают не учеников с родителями, а учителей, которые эти двойки ставят.
Завучи открытым текстом шантажируют учителя, требуя повысить успеваемость и качество обучения, потому что за эти показатели они отчитываются. Дети, конечно, быстро понимают сложившуюся систему и за появление на уроке или за наличие учебника требуют ставить "3". Те же, кто ещё отвечает или выполняет задания, пусть и неправильно, хотят "4".
Дальше процесс продолжается - есть способности, но ленишься и не имеешь стабильной базы -"5". так и получаются "дутые" отличники, хорошисты и т.д.
Учителя - классные руководители связаны круговой порукой: ты мне "5", я тебе "5". Если у ученика выходит одна, две "3" - значит предметник не работает с учеником и не учитывает его индивидуальные особенности. Хотя от взрослого человека никто не требует отличных знаний по 20 с лишним отраслям наук, если он не гений или не член клуба "Что? Где? Когда?"
Но вот подходит ЕГЭ и начинается суета: надо отвечать за откровенную "липу"! Начинается работа с репетиторами, стенания детей и родителей, опасения учителей (их наказывают, если оценка на ЕГЭ не совпадает с итоговой).
Для преодоления этой проблемы необходимо отказаться от системы, когда работа учителя оценивается по отметкам учеников. Есть олимпиады всех уровней, конкурсы, конференции и т.п. Результаты ЕГЭ наконец!
До тех пор, пока учитель ставит оценку себе, а не оценивает знания учеников - эту проблему не решить!