Небольшой комментарий.
Если рассматривать КОРРУПЦИОННУЮ УСЛУГУ - как товар, пользующийся спросом на рынке, то продаваемостью данного товара (его востребованность потребителем) можно управлять, исходя из рыночных принципов:
- снижая потребительскую стоимость данного товара (то есть - предлагая на рынке конкурентный аналогичный товар) в нашем случае - аналогичную услугу от лица государства, на законных основаниях и за меньшую цену (цена в данном случае - это не только деньги, но и затраты времени, трудоемкость для потребителя услуги)
- повышая себестоимость коррупционной услуги для её исполнителя (здесь - и боязнь потери престижной и хорошо оплачиваемой должности, и меры контроля, подкрепляющие эту боязнь, и опасность сесть за решётку, и различные фискальные меры, в т.ч. декларации о доходах должностного лица и членов его семьи и т.п.).
Похоже, что именно в этих двух направлениях и движется наше государство. Только жаль, что медленно.